Канистерапия – это…
 
Канистерапи́я (от лат. сanis – собака + греч. θεραπεία – 
леч
ение) – разновидность терапии с животными, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак.
 Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации.
 Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются. Это позволяет эффективно использовать их в реабилитации пациентов с особенностями развития, нарушением моторики и двигательной активности.
 
Огромную роль в канистерапии также играет тактильное взаимодействие с собакой-терапевтом. Для этой работы отбирают собак с определенным типом психики, устойчивой нервной системой и желанием взаимодействовать

 
 
Направления, с которыми работают в канистерапии.
 
1) Нарушения опорно–двигательного аппарата. 

Достаточно часто встречаются в процессе канистерапевтической работы. То, что детям с заболеваниями данной группы, как правило, рекомендована канистерапевтическая среда, связано, прежде всего, с тем, что взаимодействие с собакой является мощным мотивационным фактором для самостоятельных действий со стороны ребёнка.
 
2) Нарушение интеллектуального развития.
Задержка психического развития, умственная отсталость, деменция. 

Взаимодействие с собаками в данном случае интересует нас, прежде всего, по причине его конкретности. Дрессировка собаки и последующая с ней работа представляет собой конкретные команды и выполнение их собакой. Подобное взаимодействие является чёткой системой, с упорядоченным сочетанием стимулов и реакций, что позволяет ребёнку легче ориентироваться в конкретной ситуации с пониманием её смысла. Обучение ребёнка отдаче команд собаке, требует от него чёткости функционирования в рамках той системы, о которой идёт речь. При этом простота и упорядоченность канистерапевтической среды не требует от ребёнка высоких интеллектуальных способностей, а лишь усвоения простых стереотипных форм поведения.
 
3) Эмоциональные нарушения,трудности установления контакта.
Психопатии, неврозы, МДП, РДА, депрессии, шизофрения. 

При канистерапевтической работе с эмоциональными нарушениями терапевтическое воздействие осуществляется не только за счёт получения положительных эмоций в процессе взаимодействия с собакой, но и благодаря тому, что устанавливать это взаимодействие проще чем с человеком. Это связанно с наглядностью выражения эмоций у животных, более узким их спектром и отсутствием социальных норм, препятствующих выражению чувств. В процессе общения между людьми ребёнок вынужден руководствоваться нормами поведения и выражения эмоций, соблюдения которых от него требуют окружающие. При общении с животным соблюдения подобных норм не требуется, что позволяет раскрепоститься и более свободно выражать свои чувства.
 
4) Нарушение динамики психический процессов.
Эпилепсия, невротические реакции, хронические соматические заболевания, регуляторные расстройства. 

При взаимодействии с собакой происходит упорядочивание деятельности ребёнка, в том смысле, что игра в данном случае строится на конкретных действиях. Ребенок, выполняя роль дрессировщика, принимает и учится отслеживать собственные реакции (те команды, которые даёт собаке) и чёткость их выполнения. Помимо этого, получая удовольствие от общения, ребёнок раскрепощается и начинает вести себя более естественно, что имеет значение при невротических расстройствах.
 
5) Группы развития. 

При создании канистерапевтической среды в процессе занятий кинологи и специалисты–психологи предлагают ребёнку доминирующую, ведущую роль в альянсе собака–ребёнок. При игровом взаимодействии дети командуют собаками, дрессируют их, но при этом любят и заботятся о них. Ребёнок, принимая такую статусную роль, обучается соблюдению своих прав и обязанностей во взаимодействии с собакой. Обучение собаки командам предполагает самостоятельную руководящую и организующую деятельность со стороны ребёнка. Развитие функций планирования и контроля неразрывно связано, как с формированием самосознания, так и с личностной зрелостью.
 

Требования к собаке-терапевту и проводнику для аттестации по канистерапии.
 
  1. Собака допускается только с проводником, прошедшим курсы по канистерапии;
  2. Иметь ветеринарный паспорт с соответствующими записями;
  3. Собаке должно быть на момент прохождения аттестации не меньше 15 месяцев;
  4. Собака должна иметь диплом по ОКД или BH, УГС;
  5. Проводник с собакой должен пройти стажировку по канистрами не менее 100 часов;
  6. Справка от инструктора–дрессировщика, который числится в реестре базы РКФ, что собака находится в постоянном тренинге по любому виду спорта (печать, телефон, ФИО).